realtiger (realtiger) wrote,
realtiger
realtiger

Category:

Обретение цельности - 13. Про озёра, болота и смысл жизни

Итак, вернёмся к вопросу, какие именно люди живут долго?
Если у вас есть возможность понаблюдать за разными пожилыми людьми, то легко заметить одну закономерность: те, у кого есть какое-то увлечение, более активны и здоровы. Причём увлечение может быть любым, и, например, музыка ничуть не хуже физически активных рыбалки или дачи.
А те, кто после выхода на пенсию заняты только просмотром телевизора, вечно чем-то болеют и долго не живут.
В чём же дело?



Жизнь – это процесс обмена энергией и информацией с окружающей средой.

Посмотрите на детей и детёнышей животных: они ни минуты не сидят на месте – прыгают, бегают, везде суют свой нос и непрерывно учатся.

Представьте себе живое существо в виде озера, в которое втекают и из которого вытекают реки и ручьи (потоки энергии).
Чем больше воды (энергии) втекает в озеро, тем больше само озеро, тем больше воды оно может отдать, да и сама вода будет чистая, проточная.
А если впадающие потоки уменьшаются, то и озеро мельчает, зарастает илом, превращается в болото и в конце концов может просто высохнуть.

Вот так и человек, по мере «взросления», закукливается, перестаёт учиться, начинает избегать новизны и «заиливаться».
Почему?
А потому, что это было выгодно для эволюции всего живого.
Природе ведь неинтересны отдельные особи сами по себе, Природа мыслит глобально – на уровне, как минимум, популяции.

Новорождённый детёныш должен достичь физической зрелости (набрать нужную массу, развить мышцы, рефлексы и прочее) и научиться всему, что должна знать взрослая особь – впрочем, второе условие начинает работать только у высших животных с развитым головным мозгом, но мы-то как раз про сапиенсов. А маленький сапиенс должен очень многому научиться, прежде чем будет готов к производству новых маленьких сапиенсов.

Но как только взрослая особь к этому производству готова, Природе становится невыгодно тратить энергию этой особи на глупые (и потенциально опасные) игры – гораздо разумнее и надёжнее использовать опробованные способы и модели поведения, а высвободившуюся энергию направить на размножение.

Помните, я рассказывала о вреде секса и сексуализации подрастающих поколений?
Дело в том, что на человеке стратегии выживания вида, проверенные миллионами лет эволюции, начинают сбоить.
Мы научились обеспечивать себе достаточно комфортные условия жизни в любом климате и ландшафте, у нас практически нет естественных врагов (разве что вирусы и бактерии), и нам просто не надо рожать десяток детей, чтобы выжили 1-3.

Поэтому у сапиенсов впервые появляется выбор: направить ли свою энергию на бездумное размножение (которое при использовании контрацепции есть даже не размножение, а тупое разбазаривание энергии) или на дальнейшее собственное развитие?
То бишь, возвращаемся к вопросу о смысле жизни, да.

Посмотрите на «типичного» пенсионера. Родился, учился, женился, завёл детей, вырастил детей, вышел на пенсию... И что дальше?
Что делать с утра до вечера и зачем вообще жить?
Добывать хлеб насущный каждодневным тяжким трудом необходимости нет – по крайней мере, для горожанина. Заботиться о внуках тоже не надо: их либо нет, либо они живут отдельно. Ну, телевизор посмотреть можно. С соседями поболтать или даже выпить. Всё?

А дирижёра, как вы помните, нет. И оркестр без него играет всё хуже и хуже. Ну вот и приходим к похоронному маршу – а чего ещё ожидать в случае, если взаимодействие с миром сводится к просмотру телевизора и сплетням с соседями?

Теперь посмотрим на человека, который чем-то увлечён – то есть имеет активный канал взаимодействия с миром. Все его мысли заняты этим увлечением: например, когда рассаду высадить, чем подкормить, когда полить и так далее. И если это увлечение – работа на земле или с животными, то добавляется и дополнительный приток мощной и чистой энергии, который не даёт озеру превращаться в застойное болотце.

То же самое и с людьми творческими, ведь творчество тоже даёт мощный приток энергии. Поэтому писатели, художники, музыканты и так далее могут жить долго и сохранять здоровье тела и ясность ума до глубокой старости (если, конечно, не сгорели раньше от неуравновешенных энергий).

Отсюда вывод:
Живут долго те, у кого есть синхронизирующая доминанта.

Синхронизирующая доминанта – это некое увлечение, устремление, некий фрагмент Личности, который работает как метроном для оркестра без дирижёра.
Это нечто, позволяющее сохранять обмен энергией между человеком и окружающим миром и поддерживать необходимый уровень согласованности между Личностью и телом – что и является условиями продолжения жизнедеятельности тела.

Кстати, синхронизирующей доминантой может быть и некая «рутинная» деятельность, например, домашняя работа. Именно поэтому женщины обычно живут дольше мужчин: ведь женщина постоянно что-то моет, стирает, убирает, готовит и так далее. Если к этому добавляется любовь к близким (и любовь близких), то у женщины есть отличная синхронизирующая доминанта, и рутинность домашней работы не действует на неё угнетающе.

Мужчинам же сложнее: для них приоритетом являются не отношения, а какая-нибудь осмысленная деятельность. Если у мужчины такая работа, на которой он просто деньги зарабатывает и которая заканчивается с выходом на пенсию, а какого-то увлечения у него нет, то с окончанием трудового стажа и смысл жизни (точнее, его эрзац) пропадает тоже. Ну и чем заняться праздному пенсионеру?

Люди умирают не от старости, а от бессмысленности жизни.

Если у человека есть ради чего жить, то можно выжить и в самых нечеловеческих условиях – например, в концлагере. Кому интересно, рекомендую почитать Виктора Франкла, который сам через концлагерь прошёл и многое там понял и переосмыслил.

Из книги Франкла «Страдания от бессмысленности жизни»:

В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворённость, а ныне нас уже волнует другая проблема — разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошённости, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом.

Приведу несколько строк из письма, которое я получил от одного американского студента. Он пишет: «Все мои знакомые в Америке, молодые люди моего возраста, тщетно силятся понять, зачем они живут на свете. Мой лучший друг недавно ушёл из жизни потому, что не видел в ней никакого смысла». Судя по моему опыту, — а я читал лекции в ста двадцати девяти американских университетах и имел возможность общаться с тамошними студентами, — эти строки очень точно отражают реальность и передают настроение и дух, царящие в среде американского студенчества.

Разочарование в жизни одолевает не только молодёжь, но и людей старшего поколения. Взять, к примеру, результаты опроса, проведённого Рольфом фон Экартсбергом среди выпускников Гарвардского университета. Спустя двадцать лет после защиты диплома многие из них жаловались на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной, а ведь они сделали успешную карьеру, жили в достатке и производили впечатление вполне благополучных людей.

С каждым днём мы всё яснее видим, что ощущение бессмысленности жизни проникает повсюду. С этим уже соглашаются даже психоаналитики и марксисты. Совсем недавно участники международной конференции фрейдистов единодушно признали, что сейчас люди всё чаще обращаются к психоаналитикам с жалобами на то, что их жизнь утратила всякий смысл. Более того, они предполагают, что нередко пациенты нарочно затягивают курс психоанализа до бесконечности, поскольку психоаналитическая терапия, так сказать, faute de mieux становится для них единственным смыслом жизни...

Всякий раз, когда меня спрашивают, почему возникает этот экзистенциальный вакуум, я привожу такую краткую формулу: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (то есть становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят — причём хотят от него — другие (то есть становится жертвой тоталитаризма).

Впрочем, это влечёт за собой и другие последствия, которые тоже нельзя упускать из виду и сбрасывать со счетов. Речь идёт о появлении особых невротических расстройств, которые я называю «ноогенными неврозами». В отличие от неврозов в узком смысле слова, представляющих собой по определению психогенные заболевания, ноогенные неврозы обусловлены не обычными психологическими комплексами и внутренними конфликтами, а муками совести, столкновением моральных принципов и, не в последнюю очередь, разочарованием в жизни, которое порой накладывает явственный отпечаток даже на сами невротические симптомы...

О распространённости ноогенных неврозов можно судить по результатам статистических исследований, проведённых Нибауэром и Лукасом в Вене, Фрэнком М. Бекли в Ворчестере (Массачусетс, США), Вернером в Лондоне, Лангеном и Фольгардом в Тюбингене, Прилем в Вюрцбурге, Попельским в Польше и Ниной Толл в Мидлтауне (Коннектикут, США). В ходе тестирования эти исследователи получили сходные данные, которые свидетельствуют о том, что около 20% невротических расстройств составляют ноогенные неврозы...

Согласно статистическим данным, среди основных причин смертности у американских студентов второе место – после дорожно-транспортных происшествий — занимает самоубийство, причём число покушений на самоубийство без летального исхода в пятнадцать раз превышает количество совершённых самоубийств.

Мне известны весьма показательные результаты опроса шестидесяти студентов Университета штата Айдахо, которые пытались покончить с собой. Этих студентов подробнейшим образом расспрашивали о мотивах самоубийства, и, как выяснилось, 85% опрошенных не видели в своей жизни никакого смысла. Примечательно, что 93% студентов, относящихся к этой категории, составляли психически и физически здоровые молодые люди, которые жили в хороших бытовых условиях, прекрасно ладили со своими родителями, занимались общественной деятельностью и отличались высокой успеваемостью. Во всяком случае, нельзя сказать, что они не могли удовлетворить свои потребности.

Спрашивается, чем же тогда «оправдано» их стремление покончить с собой и какое свойство, заложенное в самой природе человека, побуждает к самоубийству тех, кто может удовлетворить свои основные житейские потребности. Такие покушения на самоубийство можно объяснить лишь тем, что человек по природе своей — если и не всегда, то, по крайней мере изначально, — стремится определить и выполнить своё предназначение в жизни. Вот что мы называем в рамках логотерапевтической теории мотивации «стремлением к смыслу».

Ну а в чём же смысл жизни-то? Вы уже нашли ответ на этот вопрос?
Tags: О смысле жизни, Обретение цельности, Постижение Истины, здоровье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments