realtiger (realtiger) wrote,
realtiger
realtiger

Categories:

Постижение Истины - 4. Айкидо, галдящие обезьяны и рисование

Итак, вернёмся к разговору о Сущности и Личности. Для начала поговорим о том, как «нормальный» человек может обнаружить их существование – поделюсь личным опытом.

Прозанимавшись айкидо около года, я вдруг поняла, что попросту не вижу и не слышу указаний инструктора. Нет, со зрением и слухом у меня всё было в порядке, но до сознания сигналы органов чувств не доходили!
Сижу это я на татами, смотрю, как инструктор показывает технику – и вдруг понимаю, что моё внимание постоянно прыгает туда-сюда, мысли мечутся, и думаю я сразу и обо всём – то есть ни о чём. В результате я даже не знаю, какую именно технику нам полагается сейчас отрабатывать и что там вообще нужно делать.

Причём это не одна я такая рассеянная – все новички такие. Показываешь ему раз, другой, третий.
– Понял?
– Да!
– Делай!
– ??!!
Ну а что бы он там понял, если ничего толком не видел? Потому что в этот момент думал про симпатичных девочек, непогашенный кредит, злого начальника, козла, который подрезал его по дороге на тренировку и так далее

.

Потом я где-то читала (кажется, в дзене), что в голове у обычного человека живёт целая стая галдящих обезьян, которая и не даёт нам на чём-либо сосредоточиться.
Вот эти галдящие обезьяны – это есть и ваша личность: фрагментарная, противоречивая, неспособная к целенаправленной деятельности.

Например, вы хотите похудеть и даже начинаете соблюдать диету «со следующего понедельника», но вскоре, как обычно, скатываетесь в привычную колею.
Думаете, это вам силы воли не хватает? Нет, это просто у вас разные «подпрограммы» интерфейса противоречат друг другу и верх берёт та, которая более привычна и требует меньше энергии для своей реализации.

Понаблюдайте за собой, и вы увидите, что у вас нет единого, цельного Я, а есть много мелких «я», которые спорят, ссорятся и хотят разных, иногда противоположных, вещей. Поэтому вы можете быть нерешительны в выборе, вас могут мучать сомнения или вы всё время попадаете в передряги и переделки: ведь вы живёте не в реальном, а в своём собственном вымышленном мире, а реальный мир вы даже не видите.

Чтобы жить в реальном мире, надо обрести внутреннюю цельность.
И тогда вы будете плыть по течению жизни, а не против него, и ваши паруса всегда будет наполнять попутный ветер.

Но вернёмся обратно к айкидо. По независящим от меня причинам мне пришлось прервать занятия на несколько лет, и к тренировкам я вернулась только в Зеландии. Там мне очень повезло с сэнсеем, да и занималась я очень интенсивно – и в какой-то момент обнаружила, что во время выполнения техники впадаю в состояние внутренней тишины. Мне удавалось уловить только самый хвостик этого состояния, потому что как только его осознаёшь, оно тут же улетучивается.
Но это именно та тишина, когда галдящие обезьяны смолкают – и вы выходите за пределы своего «социального интерфейса», то есть личности.

Это состояние внутренней тишины и является целью медитации, хотя медитация – это отнюдь не единственный способ заставить обезьян умолкнуть.

Про айкидо я вам уже рассказала, но примерно то же самое происходит и при рисовании, например. Когда я занималась в изостудии, то поначалу толком не видела рисуемый предмет и не могла долго усидеть за работой. Но постепенно я стала забывать о времени: придёшь часов в 9 утра в студию, сядешь за мольберт, немного поработаешь – а уже и за полдень! Три часа пролетают как пять минут! При этом в голове ни одной мысли, а есть только натура, бумага и карандаш.

Я думаю, примерно то же самое происходит и при занятиях музыкой и прочими творческими делами, требующими включения правого полушария и не требующими использования языка. Ведь именно язык является основой Личности, именно привязанность к словам нам больше всего мешает.

Именно с действий, не требующих языка (танцы, воинские искусства, рисование, рукоделие, музыка и пр.) проще всего начать освоение внутренней тишины, а в дальнейшем уже освоенное состояние внутренней цельности можно перенести на любое другое действие.

Вот что говорит Шаман (из книги Владимира Серкина «Хохот Шамана»):

Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
– Ты часто раскалывал так яйца?
– Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
– А как ты научился их так ровно раскалывать?
– Не учился. Придет же такое в голову.
– Но как ты их колешь?
– Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
– В чем секрет?
У нас разные действия.
– В чем разница?
Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
– Какими частями?
– Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья – вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
– Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
– Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
– Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
– Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца – коли яйца, а не лови ворон.
– Но как?
– Начни это.


Ну вот, про обещанные грибы уже не влезает, так что продолжим в следующий раз.
Tags: Айкидо, Обретение цельности, Постижение Истины, Шаман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments