realtiger (realtiger) wrote,
realtiger
realtiger

Categories:

Постижение Истины. Уроды и убогие - 3

Итак, мы обнаружили интереснейший факт: люди, которых мы считаем «убогими» (в смысле, неполноценными), оказывается, способны делать вещи, недоступные людям «нормальным» – например, писать стихи.

Да, именно так: «нормальный» человек писать стихи неспособен в принципе. Потому что нормальный.
А кто такой нормальный человек?
Это тот, кто способен вести себя в обществе так, как положено, как принято, как все себя ведут.
А значит является типичным нейро-генетическим роботом, который не выходит за рамки вложенных в него обществом же программ.

Как я уже рассказывала, личность – это целиком искусственная конструкция, вкладываемая в ребёнка через язык и культуру. Скажем, если вы выросли в племени Мумба-Юмба, то для вас нормально бегать голышом и жить в хижине из пальмовых листьев. А если вы выросли в племени Циви-Урбан, то для вас нормально ездить на «Порше» и жить в пентхаузе.

Вот только фикус в том, что то, чем вы обладаете, и то, что вы о себе думаете, к вашему истинному Я никакого отношения не имеют.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос «кто я?»?

Ведь можно поменять имя, внешность, профессию, место жительства и даже пол, можно потерять всё своё имущество и даже всех близких людей – но ведь вы всё равно останетесь самим собой – или нет?
А главное, что будет, когда вы потеряете своё тело, то есть умрёте?

Здесь нужно сделать небольшое отступление и сказать, что есть два способа понимания Мира: Познание – это способ логического осмысления известных нам фактов и построения гипотез, которые эти факты «объясняют»; а Постижение – это прямое понимание сути (ты просто знаешь, что вот это вот так), без всяких логических цепочек и рассуждений.

Например, мы видим, что все предметы стремятся вниз: они давят на опору, а если убрать опору, то падают – это факт. Мы можем принять гипотезу, что все предметы стремятся занять своё естественное положение, или что на них действует сила тяжести, или что масса «изгибает» пространство-время. Каждую из этих гипотез мы можем логически развить и проверить, а в дальнейшем найти более «точную» гипотезу. Это и есть Познание, за которое в основном «отвечает» левое полушарие.

А если вы вдруг (вообще на ровном месте) поняли, что вся Вселенная – это «танец Шивы», то это Постижение, за которое «отвечает» правое полушарие.

Всё нижеизложенное есть именно логическое осмысление, поэтому не стоит это принимать за Абсолютную Истину, но доля Истины в этом несомненно есть.

Итак, принятая наукой точка зрения состоит в том, что жизнь вообще и мышление в частности – это биохимические процессы в органических телах. Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим и не умеющим (не считая безусловных рефлексов, которые каким-то образом кодируются генами). Ребёнок неспособен мыслить и не обладает личностью, при этом «вместилищем» мысли и основой личности является мозг – то есть, дети с повреждениями мозга в принципе не способны мыслить, обучаться и требуют только физического ухода – как за животным.

Но факт существования детей с повреждениями мозга, которые пишут стихи в четыре года, изучают иностранные языки, математику, химию и так далее, в принятую наукой гипотезу явно не укладывается.
Таки будем менять гипотезу или заметать неудобные факты под ковёр?

Ну, кто как, а лично я предпочитаю выбрасывать в мусор гипотезы, а не факты, поэтому давайте подумаем вот о чём: представьте, что вы прилетели на другую планету, которая совсем непохожа на Землю – флоры и фауны не наблюдается, а наблюдаются странные камни разного размера и формы, причём их положение и количество иногда изменяются. Если вам удастся найти способ общения с этими «камнями», то вы узнаете, что они живые, мыслящие существа, которые живут многие тысячи лет, обладают несравненно более глубокими знаниями о мире и так далее – но всё это только в том случае, если вы сумеете вступить с ними в контакт!

Только когда мы находим способ вступить в контакт с этими необычными детьми, мы обнаруживаем, что они вовсе не овощи, а развиты не по годам, а также обладают знаниями и умениями, которые взялись непонятно откуда: Аня Карлова стала писать стихи, когда научилась пользоваться клавиатурой (и то с помощью мамы), а без этого никто и никогда не смог бы проникнуть в её внутренний мир.

Отсюда следует, что у человека есть две составляющие – я предпочитаю термины Сущность и Личность.
У новорожденного ребёнка (и, вероятно, даже у ещё не-рождённого ребёнка) уже есть Сущность (которая, скорее всего, не связана непосредственно с деятельностью мозга).
Личность – это то, что развивается в процессе социализации, этакий интерфейс между Сущностью и привычным нам миром (обществом), то есть набор программ, позволяющий человеку жить и взаимодействовать в социуме.

При нарушениях развития и повреждении мозга повреждается именно интерфейс, и человек не может взаимодействовать с другими людьми понятным для них образом.
Мы считаем таких людей идиотами, сумасшедшими и убогими, хотя на самом деле именно в силу неполной функциональности интерфейса у таких людей не происходит замещения Сущности Личностью, как это происходит у людей «нормальных» в процессе обучения речи и прочим культурным навыкам.

Посмотрите внимательно на процесс «воспитания» детей. Сначала они учатся языку (который довольно жёстко детерминирует их мышление); потом их учат различать «хорошо» и «плохо» и программируют определённые навыки поведения в определённых ситуациях; потом они идут в школу, где им объясняют, как устроен мир. Ну и попутно на примере окружающих взрослых дети впитывают ценности, установки и ожидания – например, «нужно быть красивой и сексуальной, чтобы найти богатого мужа, жить в шикарном доме, ездить на Канары и вращаться в приличном обществе».

Вы машину водите? А помните, как вы учились водить машину (ну или хотя бы на велосипеде ездить)?
Сначала вам приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы следить за знаками, дорогой, машинами, нажимать на нужную педаль и так далее. А водитель со стажем может вести машину по оживлённой трассе и одновременно разговаривать или думать о чём-то другом – навыки вождения стали «автоматическими», то есть перешли на бессознательный уровень и не требуют вашего полного внимания (если только не случится что-то экстраординарное).

То же самое происходит с большинством людей в жизни.
Нормальный человек бОльшую часть времени живёт в режиме автопилота – потому что работает только интерфейс, а связь с Сущностью практически полностью утеряна.
Это и есть нейро-генетический робот с запрограммированным поведением, о котором я всё время вам толкую.

А такие люди, как Аня Карлова, не могут жить на автопилоте – потому что их автопилот не работает, и нужно прилагать неимоверные усилия, что его сформировать. Поэтому они гораздо теснее связаны со своей Сущностью, которая и является источником их необычных умений и недетского понимания – основанного как раз на Постижении.
Познание – функция Личности; Постижение – свойство Сущности.

В следующий раз мы поговорим подробнее о Личности и Сущности, а также о жизни и смерти.
И к этому разговору непосредственное отношение имеет вот такая картинка (специально для тех, кто хочет подумать над вышеизложенным самостоятельно):




Tags: Обретение цельности, Постижение Истины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments