realtiger (realtiger) wrote,
realtiger
realtiger

Обретение цельности - 3. Когда приходит Муза

В прошлый раз я вам рассказала про ощущения при телесных практиках, но есть ещё один способ непосредственно прикоснуться к этой невидимой энергии – творчество.

Во все времена художники, музыканты и особенно поэты говорили о таинственной Музе, которая дарит им вдохновение. На самом деле любой настоящий мастер своего дела потому и мастер, что работает на вдохновении.

Лично я поэтом себя никогда не считала именно потому, что отчётливо ощущала: это не я пишу, это через меня пишется. Оно само, понимаете? Я не источник света, а всего лишь линза. Рассказать вам, как пишутся стихи?

[открываю секреты]Я вовсе не сажусь за стол перед чистым листом бумаги с намерением написать «про любовь» или ещё что-то. У меня вообще никаких намерений нету, я, может, просто в ванне лежу или по улице иду. На прогулках, кстати, это случается особенно часто.
Иду я так однажды по улице. Солнце утекает за горизонт, небо свежее и синее, с лёгкими подтёками облаков, небольшие угловатые деревца урюка сплошь покрыты розовыми цветами.

И тут в мою голову сама по себе вплывает строчка:
«Акварельная синь растеклась по небу...»
Это просто строчка, я понятия не имею, откуда она взялась и что за ней последует, но я уже понимаю, что это Стихи.
Стихи приходят по-разному: иногда это такой мощный поток, что едва успеваешь записывать, а иногда что-то робко скребётся под дверью и никак не хочет заходить. И тогда нужно осторожно и терпеливо, затаив дыхание, нащупывать в темноте тонкий хвостик.

В тот раз мне удалось нащупать только вторую строчку, и всю дорогу домой я повторяла эти строчки про себя, пытаясь вытянуть ниточку, но ниточка не вытягивалась, поэтому, добравшись до бумаги с ручкой, я так и записала только две строчки:

Акварельная синь растеклась по небу,

Абрикосы облиты розовой пеной.


О чём это, зачем это и что там дальше, я не знала, но эти строчки мне не давали покоя. На вечерних прогулках я думала о них очень часто, но толку не было. Уже и абрикосы отцвели, апрель сменился маем, май близился к концу, а стих всё не шёл.
А надо вам сказать, что подобный затык – ощущение очень неприятное. Что-то сродни удушью. Но в какой-то момент что-то где-то щёлкнуло, сложилось, пробилось – и наконец родилось:

Весенний вечер

Акварельная синь растеклась по небу,

Абрикосы облиты розовой пеной.
Унеси меня, ветер, в апрельскую небыль –
За край Вселенной.

Может, где-то там, на другой планете,
Точно так же тает весенний вечер,
Засыпают сладко в кроватках дети,
И влюбленным ночь зажигает свечи.
Может, кто-то тоже глядит на небо,
Точно так же он одинок на свете –
Унеси нас вместе в апрельскую небыль,
Попутный ветер.

Где-то там, вдали от усталых прохожих,
На двоих мы разделим весенний вечер
И расстаться уже никогда не сможем
После этой встречи...

Синева стекает, обнажая звёзды,
И с души сползает корка бытия.
Погоди-ка, ветер, ведь ещё не поздно,

Улетим же вместе, ты и я.


Когда я показала это стихотворение на форуме, мне сказали: «Жаль, что во втором четверостишии теряется синкопа – может, её можно как-то вернуть? И последняя строфа точно отсюда? Уж очень она выделяется».

Пришлось спросить у Гугля, с чем едят синкопу. Когда я стихотворение писала, то никаких синкоп у меня и в мыслях не было. Невиноватая я, оно само написалось, понимаете?

Подумав над УЖЕ написанным, я поняла, что второе и третье четверостишие на самом деле являются единым целым – одной строфой (там, кстати, даже рифма сквозная обнаружилась при ближайшем рассмотрении), в конце которой и стоит пресловутая синкопа. А последняя строфа тоже именно отсюда, несмотря на кардинальное изменение ритма: ведь так бывает в музыке, когда мелодия вдруг резко меняется (наверняка даже термин какой-то для этого есть).

И вот так постоянно: сначала напишешь что-нибудь, а потом оказывается, что там такой-то технический приём или ещё что-то, о чём ты ни сном, ни духом.
Или того хуже: напишешь что-то и только лет через ...дцать наконец-то осознаешь, что ж там было написано.
Ну и как после этого считать себя Автором?

Я думаю, что лучших результатов люди добиваются тогда, когда действуют «по наитию», а не на основе логики и вызубренных знаний. Вот те же стихи можно написать технически безупречно: и размер там будет правильный, и рифмы лучше не подберёшь и много ещё всяких технических наворотов - а жизни в них нет. И с картинами так тоже бывает: технически не придерёшься, а видно, что картина мёртвая.

А бывает, что напишет или нарисует человек от души - и видно, что вот тут рифма не очень или вон там штрих не совсем удачный, но ведь живое оно!
Недаром в Японии считается, что творение истинного мастера должно иметь некий "изъян" - который и не изъян вовсе, а та неправильная правильность, на которую только истинный Мастер и способен.

Как и почему это происходит и чем "живое" от "мёртвого" отличается, мы позже поговорим, а пока вот вам напоследок ещё отрывочек для размышления (из «Хохота шамана»):

«Байдара сложно построена. Наверное, очень дорогая. Она мне напомнила вскрытый корпус самолета. Сложный остов из деревянных ребер, обтянутый моржовыми шкурами. Длиной метров десять. Ажурные крепежи для паруса и весел, какие-то конструкции, похожие на часть велосипедного колеса. Даже костяной наконечник гарпуна состоит из нескольких частей: последняя подобна прикрепленному бумерангу, складывается или крутится. Шаман ходил вокруг байдары и что-то обсуждал с эвелнами, однако ТТХ, так похоже их обсуждение на армейскую картинку.

– Как они передают опыт?
– В смысле?
– Ну, они не умеют считать, нет чертежей. Как строят такие байдары?
– Решают построить и строят, глядя на другие байдары.
– То есть даже мастеров специальных нет?
– Главное – не умение, а целеполагание.

– Это, наверное, специфика их культуры?

– Любой культуры.

– Ну, у нас судна не построишь на одном намерении.
– Кто Кузьма по образованию?
– По-моему, бывший артиллерист.
– А Вовчик?
– Радиоинженер.
– А Генка?
– Понял. Среди них нет ни одного судостроителя.
– А как они построили свое судно?
– Сам видел. Резали заброшенный флот и варили свое прямо на песке.
– Хорошее?
– Сносное, наверное, хорошее.
– Не лукавь. Судно отличное. Лучше заводских. Раньше их называли беспроектными, а сейчас рыбнадзор и погранцы называют беспредельными из-за ходовых и штормовых качеств. Ну и как они его сделали?
– Действительно. Не задумывался.
Говорю тебе: у них была цель, и они начали действовать. Остальное – приложилось».
Tags: Обретение цельности, Шаман, стихи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments