realtiger (realtiger) wrote,
realtiger
realtiger

Свои чужие или чужие свои? - 6. Экран как зеркало души

Помните конец Империи начало демократии, когда все приникали к экранам и, затаив дыхание, смотрели "Просто Мария" и прочие "Санта-Барбары"?
Плотину взорвали  Железный занавес рухнул, и на советских граждан хлынул поток нечистот  шедевров Голливуда. Щедро сдобренный рекламой прокладок, "Кока-колы" и прочих достижений цивилизации.
Долгие годы после этого было такое впечатление, что советские фильмы выброшены на помойку украдены инопланетянами, а новых в России не снимают, а если снимают, то по лучшим голливудским образцам, а как же иначе. То есть лично я от зомбоящика предпочитала держаться подальше.



Телеэкран - это истинное отражение коллективного бессознательного нации.
Эта нехитрая (и наверняка не новая) мысль осенила меня при недавнем просмотре одного боевика. Надо признать, боевики я смотрю исключительно редко, но на этот раз я просто прилипла к экрану.

Сюжет там такой:
Некий крутой спецназовец приезжает в маленький отдалённый городок в поисках бывшего сослуживца. Идёт себе по улице, никого не трогает, но местные блюстители порядка решают проявить бдительность и на всякий случай выяснить, что это за тип. Подозрительного типа привозят в полицейский участок и немножко бьют. Но лучше бы они этого не делали...

[Угадайте, что это за фильм]Нет, это не "Рэмбо: Первая кровь".
От "Рэмбо" меня невыносимо затошнило уже через полчаса, так что бОльшую часть фильма я быстренько прокрутила, выхватывая лишь отдельные куски.
А четыре серии "Кремня"  (называемого "русским Рэмбо") я посмотрела с начала до конца и с большим интересом.
Те, кто сказал "фи! плагиат "Рэмбо" и ничего больше!"  на самом деле ничего не поняли: именно этим заимствованием сюжета и интересен "Кремень", ибо наглядно показывает разницу (это как раз в продолжение  разговора о том, чем Мы отличаемся от Них).

1. Разная мотивация
В отличие от Них, наши спецназовцы не мучаются кошмарами после службы в "горячих точках".
Да, на войне как на войне, но мучают-то не собственно воспоминания об ужасах войны, а нечистая совесть. Ведь человек всегда в глубине души понимает, на чьей стороне Правда.
И если у Рэмбо "поехала крыша" от жестокого обращения полицейских, то для нашего спецназовца такая мотивация бы не прошла. "Не верю!" - дружно сказали бы зрители и были бы правы.
Поэтому сценаристам пришлось с самого начала придумать другую мотивацию: Шаман не с катушек съехал, а действовал вполне осознанно и спасал девушку.

2. Разные люди и разное отношение к людям
Внешняя канва обоих фильмов очень похожа: погони, стрельба и прочие трюки, тот же вертолёт и гранатомёт и так далее.
Но это только внешнее сходство, ведь с самого начала развитие сюжета вынуждено идти по совершенно другой линии: Шаман не загнанный в угол одиночка с поехавшей крышей, он спасает девушку и вообще восстанавливает справедливость.

Наш спецназовец воюет не потому, что за ним гонятся, он воюет ради людей и во имя справедливости - чувствуете разницу?

В нашем фильме есть ещё и молодой полицейский, который не хочет участвовать в тёмных делишках начальства и идёт против своих сослуживцев, запятнавших честь мундира.
А сослуживец Шамана, живший в этом городке, не просто умер, а погиб при странных обстоятельствах, то есть скорее всего, был убит той же преступной полицейской шайкой, потому что наверняка не мог спокойно смотреть на происходящее в городе.

И Шаман воюет не один: ему помогает спасённая им девушка и её дед. Они в свою очередь спасают и укрывают раненого спецназовца, несмотря на угрозу для собственной жизни.
Да и любой (наш) человек встал бы на его сторону в конфликте с полицией, потому что Шаман прав по совести, а для нас это гораздо важнее, чем быть правым по закону.

Противопоставление совести и закона, восстановление справедливости своими силами, когда органы правопорядка на это неспособны или сами превратились в преступников - это, наверное, чисто русское, в законопослушных западных (да и восточных) странах такое просто немыслимо.

По правде жизни, книжка вернее фильма, и Рэмбо должен бы погибнуть в конце - как это и случается на самом деле с американскими ветеранами. Их война была преступна и бессмысленна, и остались они сами по себе, как волки-одиночки, выгнанные из стаи за ненужностью. Они не знают, зачем им дальше жить и за что они вообще воевали.
Вот и мучают их невыносимые кошмары.

А Шаман способен преодолеть всё - и выжить. Потому что ему есть за что воевать и ради чего жить.

Если вам нравятся боевики, то советую посмотреть "Кремень" и "Рэмбо" - и сделать свои собственные выводы.

А если боевики вам не нравятся, так ведь есть ещё и мультики - например, наш "Ну, погоди!" и "Приключения Кота Леопольда" против их "Тома и Джерри" :)
Tags: Россия, Свои чужие или чужие свои?, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments